...БЕЗЗАБОТНОГО ДЕТСТВА ЛАЗУРЬ...

Дебора Пантофель родилась 30 декабря 1904 года в городе Омске в семье русских евреев.

«Основателем» семьи сибирских Пантофелей считается дед Деборы Яковлевны по отцовской линии Абрам Маркович Пантофель. Его в восьмилетнем возрасте сдала в рекруты бедная многодетная семья по фамилии Корыто, проживавшая в Волынской губернии Белоруссии. Как нередко бывало в те годы, мальчика «забрили» в солдаты-кантонисты вместо сына зажиточного крестьянина Пантофеля. Эта фамилия осталась у него на всю жизнь. Нелегкая солдатская служба в течение 25 лет дала ему право жить в городе Омске.

На службе Пантофель проявил недюжинные способности к грамоте и музыке, служил писарем, играл на скрипке, трубе, барабане.

В доме сына Абрама Марковича – Якова, тоже бывшего солдата, музыка, песни, поэзия были любимым занятием. Яков, отец Деборы, гравер по специальности, играл на кларнете; Софья, ее мать, прекрасно пела. Они были исключительно внимательными, добрыми, любящими родителями.

Крепкая, дружная, хлебосольная семья. В доме часто бывали гости, постоянно читались стихи Пушкина, Лермонтова, звучали народные песни, романсы. Шестерых детей всегда окружала атмосфера доброты, тепла и уюта. В семье много читали. Толстой, Тургенев, Чарская и особенно Чехов – любимые писатели.

С ранних лет дети в семье пели вместе со взрослыми, и у них, естественно, воспитывалось чувство любви к музыке. Нередко на праздниках за столом собирались родные, друзья.

Двоюродный брат Михаил, который пел на любительской оперной сцене, первым обратил внимание на музыкальные способности девочек-сестер Деборы и Песи. По его совету они стали брать уроки игры на фортепиано у педагога Д'Оранж. Дебора, кроме этого, хорошо рисовала, любила танцевать.

Учится она одновременно в гимназии, ставшей потом «рудовой школой» и в музыкальной школе, а в 1919 году поступает в Омский музыкальный техникум (ныне Омское музыкальное училище имени Шебалина) сначала по классу фортепиано, а потом по классу сольного пения.

Ее первая преподавательница по вокалу – В.С.Клопотовская – бывшая солистка оперного театра Зимина в Москве. Через некоторое время Дебора Пантофель начинает сочетать учебу с работой преподавателем обязательного фортепиано в училище, пианисткой в драмтеатре и «тапером» в кинотеатре «Луч». Ее успехи в пении настолько очевидны, что в 1926 году, после окончания техникума, по рекомендации Союза РАБИС она держит экзамен в Ленинградскую Государственную консерваторию перед комиссией, возглавляемой ректором, композитором Глазуновым, и принимается вне конкурса в класс сольного пения профессора Е.А.Бронской.

Евгения Адольфовна Бронская (1882 – 1953) – лирико-колоратурное сопрано, примадонна Мариинского, Михайловского оперных театров Санкт-Петербурга, гастролировала в лучших оперных театрах России, с блеском выступала в Парме, Венеции, Риме, Неаполе, Милане, Триесте, Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго. В 1920 году пела в спектакле «Садко» с участием Ф.И.Шаляпина. После окончания сценической деятельности была превосходным педагогом-вокалистом. Весь период блокады Ленинграда она оставалась в городе.

Дебора Пантофель, как и во время учебы в музыкальном техникуме, все консерваторские годы была вынуждена работать: как дочь кустаря-одиночки она не имела права ни на стипендию, ни на общежитие. Поэтому вечером, после занятий, она спешила в клуб макаронной фабрики, где была пианисткой в известной «Синей блузе» – бригаде художественной самодеятельности рабочей молодежи.