...СУРОВЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ...

Наступают грозные дни войны. 23 июня в Большом театре при полном аншлаге идет спектакль "Травиата" с участием Пантофель-Нечецкой. "Люди еще не осознали всего ужаса случившегося..." будет вспоминать впоследствии Дебора Яковлевна.

Страна очень скоро переходит на военные рельсы. Как и весь народ, артисты с первых дней войны включаются в эту труднейшую, жестокую борьбу за свет и жизнь против тьмы и смерти.

Бесконечная вереница выступлений на призывных пунктах, в госпиталях, участие в концертах, средства от которых идут в пользу детей-сирот, на строительство эскадрильи "Советский артист", на строительство танков. Навсегда запомнился Деборе Яковлевне концерт в Колонном зале Дома Союзов для воинов, прибывших защищать столицу из родной ей Сибири. Белые полушубки солдат, сливающиеся с белокаменными колоннами зала, действительно были величественным зрелищем и вселяли уверенность в том, что Москва не будет сдана.

Во время оперных спектаклей в Большом театре даже налеты фашистской авиации не могли заставить прекратить выступление артистов "Под звуки сирены, - вспоминает Дебора Яковлевна, - зрители и артисты спешно уходили в бомбоубежище, а после отбоя все возвращались в зал, и спектакль продолжался с того места, где он был прерван налетом".

Участвует Пантофель-Нечецкая и в работе фронтовых концертных бригад. В музее Большого театра хранятся фотографии, сделанные на Западном фронте, в районе г.Клина, где вместе с летчиками и другими военнослужащими сняты артисты С.Хромченко (руководитель бригады), А.Иванов, Д.Пантофель-Нечецкая, балерина С.Головкина, мхатовцы О.Андровская и М.Яншин.

В эти трудные годы Пантофель-Нечецкая с особой силой чувствует свою неразрывную связь со страной, всю значимость служения искусству для народа, для Победы. Поет ли она для рабочих и служащих тыла или для солдат и генералов-фронтовиков, всем щедро отдает она свой голос и талант.

Всю войну она была донором. В 1942 году она эвакуировалась в г. Свердловск, но регулярно приезжала в Москву для концертов в воинских частях и на оборонных предприятиях. Продолжаются гастроли по всей стране, в том числе в Куйбышеве, Уфе, Челябинске, Омске, Ирбите, Нижнем Тагиле, Горьком.

Замечательным событием в жизни и творчестве Деборы Яковлевны явилась встреча с композитором Р.М.Глиэром. Создавая свой знаменитый "Концерт для колоратурного сопрано с оркестром", он советуется с ней при работе над отдельными особенно трудными фрагментами вокальной партии. Рейнгольд Морицевич посвятил этот концерт Пантофель-Нечецкой. Она на всю жизнь запомнила тот мощный поток эмоций, который ей посчастливилось пережить при работе с композитором над концертом, создаваемым в самые тяжелые и героические годы войны.

Впоследствии, неоднократно исполняя концерт (нередко оркестром при этом управлял сам маэстро Глиэр), Дебора Яковлевна всегда мысленно сопоставляла великую музыку произведения с грозным и горестным дыханием войны в первой части концерта и радостным искрометным чувством уверенности в победе во второй части. Это, по ее словам, помогало ей полнее раскрыть глубокое содержание концерта.

В 1943 году Пантофель-Нечецкая возвращается из эвакуации в Москву, где, продолжая работать над репертуаром, постоянно выступает в концертных залах Москвы, в воинских частях, совершает гастрольные поездки в Вологду, Ярославль, Киров, Горький, Тулу, Калинин. И везде, везде переполненные залы. В который раз опровергалась пресловутая пословица "Когда работают пушки - музы молчат".

Голос певицы часто звучит по радио. Дебора Яковлевна долго потом будет бережно хранить искренние бесхитростные слова признательности, преклонения и благодарности, написанные наспех в письмах - "треугольничках" поклонниками ее таланта и голоса.

Однажды в разгар войны Дебору Яковлевну приглашают на концерт в военный госпиталь, разместившийся на территории Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. После выступления перед ранеными и врачами в зале ее просят спеть отдельно для тяжело раненых военачальников Рокоссовского и Еременко, лежащих в отдельных палатах. Для К.К. Рокоссовского она исполняет вальсы Шопена, специально переложенные для ее голоса, а для А.И. Еременко "Соловья" Алябьева и народную песню "Лучинушка". Этот концерт и слова благодарности от героев Великой Отечественной войны Пантофель-Нечецкая запомнила навсегда и гордилась ими всю жизнь.

Большое впечатление в памяти певицы оставило выступление в концерте для участников парада Победы в июне 1945г.

В 1945 году за выдающиеся успехи в области вокального искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присваивает Пантофель-Нечецкой звание заслуженной артистки РСФСР. В 1946 году было опубликовано постановление Совета Народных коммисаров СССР о присуждении Сталинских Премий писателям, артистам, музыкантам. По существу это была оценка вклада культуры и искусства в дело Победы. Среди лауреатов - А.Толстой, Твардовский, Симонов, Хмелев, Кедров, Завадский, Ильинский, Голованов, Прокофьев, Глиэр, Мясковский, Шапорин, Гилельс, Максакова. Какие имена! И среди них Пантофель-Нечецкая.

Официальное признание заслуг, широкая известность и популярность в народе вдохновляют певицу, и она с неугасающей энергией продолжает свою гастрольно-концертную деятельность.