...ТЫ КУДА, КУДА ЛЕТИШЬ...

Одно за другим следуют выступления в разрушенных войной городах страны: Киеве, Минске, Харькове, Вильнюсе...

В мае 1945г. Пантофель-Нечецкую с группой творческой интеллигенции направляют в Чехословакию и Румынию для ознакомления общественности этих стран с советской наукой и искусством. В составе группы академики Н.В. Цицин, В.В. Парин, артисты И.С. Козловский, С.Н. Головкина, М.М. Габович. В Праге их принимает президент Бенеш, в Бухаресте - король Михай.

Несколько позднее Дебора Яковлевна едет на гостроли в Иран, где в честь советских артистов Шах Ирана, Реза Пехлеви, устаривает торжественный прием. Выступления в этих странах проходят блистательно. Об этом много пишет отечественная и зарубежная пресса. Продолжаются гастроли и в самых отдаленных городах и областях страны: Новосибирск, Кузбасс, Кемерово, Сталинск, Прокопьевск, Иркутск, Заполярье, Норильск.

В 1948 году Пантофель-Нечецкую приглашают принять участие в гражданской панихиде, посвященной трагически погибшему Михоэлсу, где она исполняет знаменитую скорбную "Мелодию" Глюка. Как вспоминал впоследствии И.С.Козловский, также выступавший на панихиде, участие в этой траурной церемонии в то время было проявлением гражданского мужества, на что не все деятели искусства были готовы пойти.

Важной вехой в творчестве певицы стало участие в постановке оперы Моцарта "Волшебная флейта", где она пела партию "Царицы ночи". Опера шла в концертном исполнении, дирижировал оркестром знаменитый дирижер Курт Зандерлинг.

Довелось ей поработать и с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. С его согласия и одобрения она исполняла цикл его песен, переработанных для высокого голоса. Эти песни прочно вошли в ее репертуар.

Пантофель-Нечецкая регулярно работает в студиях грамзаписи, ее пластинки расходятся большими тиражами. Часто выступает она и на радио, как в Москве, так и в радиоцентрах крупных городов. В фонотеках радио до настоящего времени хранятся многие записи Пантофель-Нечецкой.

Когда в Союз приезжает никому не известная у нас певица Гоар Гаспарян, Пантофель-Нечецкую приглашают в комиссию для ее прослушивания с целью определения целесообразности ее работы в стране. Прослушав ее, Дебора Яковлевна безоговорочно поддержала талантливую певицу и во многом способствовала ее становлению на советской концертной сцене.

К Пантофель-Нечецкой неоднократно обращались за помощью или советом молодые артисты, и она всегда старалась помочь им. Так, ею была оказана серьезная поддержка певице Виктории Ивановой, голосом которой она всегда восхищалась. Дебора Яковлевна была почитательницей певцов с яркими самобытными тембрами голосов. Она высоко чтила голоса Лисициана, Лемешева, Козловского, ее партнеров по оперной и концертной сцене, с любовью слушала Георга Отса, Анну Герман, Юрия Гуляева. Кумирами ее были Шаляпин и Нежданова.

В пятидесятые, шестидесятые годы ежегодно Пантофель-Нечецкая подготавливает несколько сольных концертов в Большом зале консерватории, Концертном зале им. П.И.Чайковского, в зале Дома ученых.

Как правило, программы этих концертов повторяются также в регулярных выступлениях в лучших залах Ленинграда. Дебора Яковлена глубоко любила этот город своей студенческой молодости и очень дорожила встречами с ленинградцами, считая их особенными ценителями музыки.

В то же время центр тяжести работы и жизни Пантофель-Нечецкой попрежнему приходится на гастроли. Напряженный характер поездок Деборы Яковлевны хорошо иллюстрируется сохранившимся планом гастролей на 1953 - 1954 годы.

Постоянные концерты, переезды, творческие встречи не нарушали установившегося распорядка дня, которого очень жестко придерживается певица. Утром зарядка, 1 - 1,5 часа распевание, многократное повторение упражнений, работа над определенными произведениями, после перерыва работа с концертмейстером в течение 3 - 4 часов. В дни самостоятельных особо ответственных концертов объем дневных занятий, естественно, сокращался, но все равно время полностью было подчинено одной цели: к началу концерта быть в оптимальной форме.

Может быть благодаря этому, а также отменной вокальной школе и высокой творческой эмоциональности голос Деборы Яковлевны долгие годы не терял свежести, а исполнение произведений становилось со временем все более глубоким и проникновенным. Постоянно исполняемые ею ария Виолетты из последнего акта "Травиаты" Верди, Песня Сольвейг из музыки Грига к драме "Пер Гюнт", ария Мадам Батерфляй из одноименной оперы Пучинни, народная песня "Лучинушка" навсегда запомнятся тем, кто слушал певицу в 60-х годах.

Для любого певца и актера уход со сцены всегда связан с тяжелыми переживаниями. Не была исключением и Дебора Яковлевна, тем более, что, по ее мнению, высокие лирические голоса раньше других должны уступать место молодым. И хотя она была еще в прекрасной форме, время брало свое. Только самые близкие люди знали, да и то не до конца, как трудно ей было принять неизбежное решение...

В феврале 1964 года в концертном зале института им. Гнесиных состоялся ее последний сольный концерт. Успех был как всегда большой. Певицу долго не отпускали со сцены.