КТО ЛЮБИТ ЖИЗНЬ, ТОТ ВЕЧНО С НЕЮ МОЛОД...

Еще не закончив свою концертную деятельность, Пантофель-Нечецкая начинает давать уроки пения.

Она занимается преподавательской деятельностью с возрастающим увлечением, всё более втягиваясь в эту нелегкую и не всегда благодарную работу.

Как, наверное, и все педагоги, Дебора Яковлевна в силу своей высокой требовательности к качеству пения не всегда бывает удовлетворена успехами своих учениц, глубоко переживает их неудачи, и, конечно, испытывает огромный подъем и радость, когда занятия приносят хорошие результаты.

Пантофель-Нечецкая имела прекрасную школу, полученную ею от своих педагогов Клопотовской и особенно Бронской. Эта школа была развита и упрочена длительной работой с выдающимися концертмейстерами С. Стучевским и Б.Абрамовичем. Работа с великими композиторами современности Р.Глиэром, Д.Шостаковичем, великолепными музыкантами Н.Штаркманом, А.Корнеевым, В.Матковским, С.Ягудиным, В.Шором, С.Давыдовой и многими другими обогатила ее творчески и духовно. Выступления с прекрасными оркестрами, управляемыми знаменитыми дирижерами С.Самосудом, Ю.Файером, С.Сахаровым, К.Зандерлингом, В.Небольсиным, А.Орловым, расширили ее музыкальный кругозор.

Широкое знание вокального репертуара (её личный репертуар насчитывает около семисот произведений), опыт, приобретенный ею при совместных выступлениях с яркими, звездными певцами: Козловским, Лисицианом, Лемешевым, Большаковым, Шевелевым, Касторским, а главное собственный огромный талант и высокие качества человека и музыканта предопределили будущее Деборы Яковлевны как выдающегося педагога-вокалиста. Она отдала этому делу треть своей жизни.

С 1960 по 1966 год она работает старшим преподавателем вокальной кафедры Государственного института театрального искусства им.А.В.Луначарского (ГИТИС).

Однажды на одном из прослушиваний выпускников ГИТИСа присутствует корифей музыкальной культуры страны А.В.Свешников. Он восхищен качеством работы Пантофель-Нечецкой и приглашает ее в Московскую Государственную консерваторию, ректором которой он тогда являлся. От этого предложения Дебора Яковлевна, конечно, отказаться не могла.

Следующие тринадцать лет жизни, вплоть до 1978 года, она отдает консерватории, работая на должности преподавателя сольного пения, а с 1976 года получает по конкурсу должность доцента. Свою педагогичеескую деятельность Пантофель-Нечецкая сочетает с научно-методической работой. Обобщив собственный опыт и опыт великих предшественниц - колоратурных сопрано прошлых лет, она издает "Каденции к вокальным произведениям с аннотациями".

Класс ее поистине был интернациональным, в нем занимались студентки из Таджикистана, Узбекистана, Украины, Белоруссии, из самых дальних уголков Союза.

За время своей работы педагогом Пантофель-Нечецкая подготовила немало первоклассных вокалистов, которые сегодня поют на оперных и концертных сценах России и стран СНГ. С большим успехом поет на оперной сцене в музыкальном Академическом театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко народная артистка России Л.Черных, много лет являлась солисткой Детского музыкального театра им. Н.И.Сац Заслуженная артистка России И.Лаптева, в Ярославле поёт Заслуженный деятель искусств Б.Окулова. Постоянно готовит новые программы, поёт на радио и успешно концертирует солистка Московской Государственной Академической филармонии, лауреат международного конкурса Т.Вакина.

Выпускницы класса Пантофель-Нечецкой Т.Аханова, Г.Рыбасова, С.Рудакова - солистки Московской Областной Государственной филармонии. Р.Мулоджанова, В.Чернявская, Л.Циндрик, А.Шуженова, Л.Фаязова, Т.Мячина, Л. Гуцуляк пели и поют в оперных театрах и филармониях бывших республик Союза.

В ГИТИСе был у Деборы Яковлевны и один ученик - тенор, болгарин, ставший эстрадным певцом - Бедрос Киркоров.

Сейчас Л.Черных, Б.Окулова, Г.Рыбасова, Т.Вакина и другие бывшие ученицы Деборы Яковлевны сами преподают вокал в высших и средних учебных заведениях.

На протяжении всех лет преподавательской деятельности Деборы Яковлевны у нее складывались особые отношения со своими ученицами. Здесь всегда с ее стороны господствовали не только исключительная требовательность к качеству вокала и осмысливания исполняемых произведений, но и постоянное воспитание в них личным примером общечеловеческих качеств: доброты, ясности мысли, оптимизма, самокритичности и ответственности. Причем, делала это Дебора Яковлевна непроизвольно, просто в силу своей яркой артистической, творческой личности. Она глубоко и искренно любила их, и они, ее ученики, отвечали ей взаимностью. Хотя, конечно, были и обиды, и слезы, и неудачи, но уровень взаимоотношений был невероятно высок.

1994 год был юбилейным для Пантофель-Нечецкой. Ей исполнилось 90. В связи с торжественной датой она была награждена Орденом Почета.За заслуги в области искусства ей, как и ряду других пожилых выдающихся деятелей культуры, Указом Президента России было назначено повышенное пенсионное обеспечение.

На радио были сделаны несколько радиопередач, где проводились интервью с Деборой Яковлевной, звучали ее записи. На телевидении, по "Семейному каналу" был показан телефильм о Пантофель-Нечецкой, подготовленный Е.Тарасовой.

В том же году состоялся торжественный вечер, посвященный юбилею Деборы Яковлевны. Вечер проходил в Доме-музее Ф.И.Шаляпина, перед творчеством и личностью которого она всегда преклонялась. На вечере выступали мастера искусств, товарищи Пантофель-Нечецкой по прежним выступлениям, молодые певицы, ее бывшие ученики, а когда зазвучала запись "Соловья" Сен Санса в ее исполнении, пораженные зрители услышали, как Дебора Яковлевна предельно чисто и свежо вторит несущимся из динамика руладам полувековой давности.

Символично, что этот незабываемый вечер в шаляпинском доме как бы замкнул цепь, связал поколения от Е.А.Бронской, певшей с Федором Ивановичем, через Д.Я.Пантофель-Нечецкую к ее ученицам и к ученицам ее учениц, для которых тоже выпало счастье петь под сводами зала, который "отзвучивал голос великого певца". Почти до самых последних дней (а умерла она 16 февраля 1998 года на 94 году жизни) Пантофель-Нечецкая продолжала периодически заниматься с певицами, консультировать их в части подбора репертуара, живо интересоваться происходящими в стране процессами, сохранила ясный ум, любовь к жизни, тревогу за судьбу близких и дорогих ей людей.